Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народный хор» для 1-го класса составлена на основе программы Н. Шаминой «Методика работы с фольклорным ансамблем», с использованием специальной литературы по народному вокалу: Веретенников И.И. «Белгородские карагоды», «Русская народная песня в школе».
Направление программы- художественно-эстетическая, ориентирована на изучение и освоение специфических особенностей работы с народным вокалом.
Цель программы: формировать исполнительские вокальные навыки обучающихся и устойчивый интерес к пению на примерах лучших образцов фольклора.
Задачи:
образовательные:
- Дать первоначальные представления о народной песне и музыке, их значение в жизни человека и общества;
- Формировать у ребят исполнительские навыки в области пения, движения;
- Формировать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- Обучать воспитанников основам вокально-хорового искусства и вокально-хоровым навыкам;
- Помочь учащимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой, детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам русского народного календаря;
- Дать учащимся знания и представления о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
развивающие:
- Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать;
- Расширение знаний обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, о различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- Развивать исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение (в манере своего народа, своей местности);
- Дать представление о традиционной одежде своего региона;
воспитательные:
- Воспитывать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, прививать устойчивый интерес к вокальному искусству.
- Воспитать уважительное и бережное отношение к русскому фольклору как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- Воспитать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
социально педагогическая:
- Формирование общественно активной и творческой личности, способной реализовать себя в социуме;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6,5 – 8 лет.
Год обучения
|
Количество часов
в неделю
|
Количество часов
в год
|
1-й
|
1 час
|
33 часа
|
Основной формой работы в предмете являются практические занятия, на каждом из которых изучается музыкальный вокально-хореографический материал разных жанров народных песен с теоретическим объяснением и последующим практическим закреплением.
Требование к уровню подготовки обучающихся
Разделы
программы
|
Ожидаемый результат
|
Универсальные учебные действия
|
Формирование вокальных навыков
|
Обучающиеся знают:
- правильное положение при пении;
- взятие певческого дыхание во время пения;
- понимают по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
Обучающиеся умеют:
- правильно дышать: делать не большой спокойный вход, не поднимая плеч.
- в подвижных песнях делать быстрый вдох.
|
Познавательные УУД
- выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;
- устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
|
Восприятие музыки
|
Обучающиеся знают:
- жанры музыкального искусства;
- простейшие народные музыкальные инструменты;
- музыкальный словарь необходимый для отклика и настроения;
Обучающиеся имеют элементарные представление об обычаях своего края, традиционной одежде, и праздниках.
|
Музыкально-игровое творчество на основе детского фольклора
|
Обучающиеся знают:
- специфику народной манеры исполнения;
- гигиену певческого голоса;
Обучающиеся умеют:
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- владеть общими певческими навыками: цепного дыхания, звукообразование, звуковедения;
- сочинять игровые сценки;
- исполнять элементарные муз. ритмические движения;
- играть на элементарных шумовых инструментах;
- определять характер и настроение музыки;
|
Личностные УУД
- знание основных моральных норм;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
|
Календарно - тематический план
№
п/п
|
Наименование раздела и тема
|
Количество часов
|
Сроки прохождения
|
Примечания
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие
|
1
|
|
3.09
|
|
2
|
Формирование вокальных навыков
|
3
|
14
|
|
|
|
Певческая установка
|
0,5
|
1,5
|
10.09
17.09
|
|
|
Певческое дыхание
|
0,5
|
1,5
|
24.09
1.10
|
|
|
Певческое звукообразование
|
0,5
|
1,5
|
8.10
15.10
|
|
|
Дикция
|
0,5
|
2,5
|
22.10
5.11
12.11
|
|
|
Выработка унисона
|
0,5
|
2,5
|
19.11
26.11
3.12
|
|
|
Соблюдение динамической ровности
|
0,5
|
2,5
|
10.12
17.12
24.12
|
|
|
Вокальные упражнения
|
|
2
|
14.01
21.01
|
|
3
|
Восприятие музыки
|
1
|
3
|
|
|
|
Песенность как отличительная черта русской музыки
|
0,5
|
0,5
|
28.01
|
|
|
Слушанье народной музыки
|
|
1
|
4.02
|
|
|
Природа и музыка
|
0,5
|
0,5
|
18.02
|
|
|
Мир ребёнка в музыкальных образах
|
|
1
|
25.02
|
|
4
|
Музыкально-игровое творчество на основе детского фольклора
|
2
|
13
|
|
|
|
Потешки, заклички, дразнилки
|
1
|
1
|
4.03
11.03
|
|
|
Игры Белгородской области
|
|
1
|
18.03
|
|
|
Я «Матанечку» плясать научуся просто
|
|
1
|
1.04
|
|
|
Знакомство с шумовыми инструментами
|
0,5
|
1,5
|
8.04
15.04
|
|
|
Народные музыкальные инструменты
|
0,5
|
1,5
|
22.04
29.04
|
|
|
Игровые упражнения, этюды, импровизации
|
|
3
|
6.05
13.05
20.05
|
|
Содержание рабочей программы
1. Вводное занятие
Знакомство с детьми. Беседа о музыке. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения на занятиях.
2. Формирование вокальных навыков
Теоретическая часть
Обучающимся предлагается теоретический материал об образовании звука, подготовке голосового аппарата к работе в певческом режиме, даются
понятия о народной манере пения.
Практическая часть
Отработка и освоение на практике навыков звукообразования, звуковедения, народной манеры пения. Обучающиеся делают первые шаги к управлению голосом, постигают особенности местного диалекта и музыкального языка песни и основным танцевальным движениям.
3. Восприятие музыки
Теоретическая часть
Слушание народной музыки из репертуара фольклорных коллективов Белгородской области «Пересек», «Завалинка», «Воскресение», «Везелица» определение характера и содержания песен.
Практическая часть
Выполнение творческих заданий. Рисунки к песням.
4. Музыкально-игровое творчество на основе детского фольклора
Теоретическая часть
По ходу разучивания песни обучающиеся получают элементарные знания о детском фольклоре, средствах музыкальной выразительности, знакомятся с музыкальными инструментами, определяющими характер произведения.
Практическая часть
Исполнение песен, игровые упражнения, этюды-импровизации, которые развивают музыкальный слух, выполнение упражнений на координацию движений, двигательную пластику.
Формы контроля
Подведение итогов реализации программы
1-й год обучения
№
|
Формы проведения итогов
|
Сроки
|
1
|
Творческие конкурсы
|
В течение года
|
2
|
Участие в концертах
|
В течение года
|
3
|
Викторина
|
Итоговое занятие
|
Таблица по диагностике контроля достижения результатов
Вид контроля
|
Форма контроля
|
Знания
|
Форма контроля
|
Умения, навыки
|
в
|
с
|
н
|
в
|
с
|
н
|
Предварительный
|
Анализ устного опроса
|
|
|
|
Наблюдение
|
|
|
|
Текущий
|
Анализ устного опроса
|
|
|
|
Наблюдение
|
|
|
|
Итоговый
|
Анализ устного опроса
|
|
|
|
Творческий отчёт
|
|
|
|
- В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
Учебно-методические средства обучения
№
|
Разделы программы
|
Фомы, методы и приёмы работы
|
Оборудование
|
1
|
Введение
|
Знакомство с детьми. Беседа о музыке. Проводится инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях.
|
Мультимедийное оборудование
|
2
|
Формирование вокальных навыков
|
Метод показа направлен на раскрытие сущности певческого приема.
Рекомендуется соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнение строится на одном звуке в пределах примарной зоны, затем –на двух рядом расположенных, которые необходимо плавно соединить. При пении упражнений сверху вниз следует рекомендовать поющему подсознательно брать более высокую позицию.
|
Фортепиано, наглядный материал, мультимедийное оборудование.
|
3
|
Восприятие музыки
|
Обучение вокалу не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор. В процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара.
|
Фортепиано, мультемидийное оборудование
|
4
|
Музыкально-игровое творчество на основе детского фольклора
|
Движение под музыку – один из видов музыкальной деятельности. «Игровой фольклор» занимает ведущее место в детском творчестве, учит детей воплощать художественный образ в драматическое действие. Целесообразно применение народных костюмов.
|
Фортепиано, русские народные инструменты, шумовые инструменты, наглядный материал, мультемидийное оборудование.
|
Список литературы
1. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс: Книга вторая / Б.В. Асафьев. – М.: Интонация. - 1971.- 270с.
2. Веретенников И.И. «Белгородские карагоды» - Белгород, 1993- стр. 85.
3. Веретенников И.И. «Русская народная песня в школе» - Белгород, 1994.
4. Гилярова Н.Н. «Хрестоматия по русскому народному творчеству» - М.: 1996, стр-285
5. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка,1977. Стр. 260
6. Мешко Н. «Вокальная работа с исполнителями русских народных песен». Клубные вечера –М. вып. 11. 1976г.
7. Христиансен Л. Процесс складывания напева и его многоголосного распева у народных певцов. – В сб.: Вопросы музыкознания. Вып.2. – М.: Музгиз,1955.
Репертуарный план
Русские народные песни и песни Белгородской области:
1. Пойду я в зелёный сад
2.Подружки- Паранюшки мои
плясовая
3.Мать Россия.
протяжная
4.Ой, Вы гостюшки, дорогие.
Обр. И.Веретенникова
5.Частушки
6.Да сидит Дрёма
игровая
7.Костромушка-Кострома
игровая
8.Из- за леса ясный сокол вылетает обр. И.Веретенников
9.Я посеяла ленку
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №31»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол
От «___» _________2013 г.
№ ____
Руководитель МО
_________Н.А. Тренина
|
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по УВР _____А.И. Королькова
«___» _____________ 2013 г.
|
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол
От «___» __________2013 г.
№ _____
|
УТЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«НОШ № 31»
____Т.Н.Орехова
Приказ
От «__» ____2013г.
№______
|
|
|
|
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Народный хор»
Направление: художественно-эстетической
Форма организации: народный хор
Класс: 1 (1-й год обучения)
Составитель: Самова Екатерина – Ярослава Олеговна
2013г.
|