Воскресенье, 19.05.2024
Сайт учителя музыки
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Народный хор
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народный хор» для 2-го класса составлена на основе программы Н. Шаминой «Методика работы с фольклорным ансамблем», с использованием специальной литературы по народному вокалу: Веретенников И.И. «Белгородские карагоды», «Русская народная песня в школе». Направление программы- художественно-эстетическая, ориентирована на изучение и освоение специфических особенностей работы с народным вокалом. Цель программы: формировать исполнительские вокальные навыки обучающихся и устойчивый интерес к пению на примерах лучших образцов фольклора. Задачи: образовательные: • Дать первоначальные представления о народной песне и музыке, их значение в жизни человека и общества; • Формировать у ребят исполнительские навыки в области пения, движения; • Формировать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления); • Обучать воспитанников основам вокально-хорового искусства и вокально-хоровым навыкам; • Помочь учащимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой, детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам русского народного календаря; • Дать учащимся знания и представления о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте; развивающие: • Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать; • Расширение знаний обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, о различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка; • Развивать исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение (в манере своего народа, своей местности); • Дать представление о традиционной одежде своего региона; воспитательные: • Воспитывать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, прививать устойчивый интерес к вокальному искусству. • Воспитать уважительное и бережное отношение к русскому фольклору как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы; • Воспитать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми; социально педагогическая: • Формирование общественно активной и творческой личности, способной реализовать себя в социуме; Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 8,5 – 9,5 лет. Год обучения Количество часов в неделю Количество часов в год 3-й 1 час 34 часа Основной формой работы в предмете являются практические занятия, на каждом из которых изучается музыкальный вокально-хореографический материал разных жанров народных песен с теоретическим объяснением и последующим практическим закреплением.   Требование к уровню подготовки обучающихся Разделы программ Ожидаемый результат Универсальные учебные действия Закрепление вокальных навыков Обучающиеся знают: - правильное положение при пении; - взятие певческого дыхание во время пения; - понимают по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; - понимают элементарные дирижёрские жесты; Обучающиеся умеют: - правильно дышать: делать не большой спокойный вход, не поднимая плеч. - в подвижных песнях делать быстрый вдох. . Познавательные УУД • выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; • умение выражать свои мысли; • управление действиями партнера (оценка, коррекция); • использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД • оценка; • коррекция.   Календарно - тематический план № п/п Наименование раздела и тема Количество часов Сроки прохождения Примечания теория практика 1 Вводное занятие 1 5.09 2 Закрепление вокальных навыков 5 8 Формирование народной манеры пения 1,5 6,5 12.09 19.09 26.09 3.10 10.10 17.10 24.10 7.11 Сглаживание регистровых переходов 0,5 6,5 14.11 21.11 28.11 5.12 12.12 19.12 26.12 Первоначальные навыки многоголосного пения 1,5 5,5 16.01 23.01 30.01 6.02 13.02 20.02 27.02 Элементарная импровизация 5 6.03 13.03 20.03 3.04 10.04 Цепное дыхание 1,5 4,5 17.04 24.04 24.04 8.05 15.05 22.05   Содержание рабочей программы 1. Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения на занятиях. Знакомство с новыми детьми. 2. Закрепление вокальных навыков Теоретическая часть Знакомство с разными жанрами народной песен , стилистикой и историей календарных праздников. Практическая часть Формирование цепного дыхания, сглаживание регистровых переходов, первоначальные навыки многоголосного пения.   Формы контроля Подведение итогов реализации программы 3-й год обучения № Формы проведения итогов Сроки 1 Творческие конкурсы В течение года 2 Участие в концертах В течение года 3 Отчётный концерт Итоговое занятие Таблица по диагностике контроля достижения результатов Вид контроля Форма контроля Знания Форма контроля Умения, навыки в с н в с н Предварительный Анализ устного опроса Наблюдение Текущий Анализ устного опроса Наблюдение Итоговый Анализ устного опроса Творческий отчёт • В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.   Учебно-методические средства обучения № Разделы программы Фомы, методы и приёмы работы Оборудование 1 Введение Информационно-развивающий метод. Целесообразно проведение беседы с элементами инструктажа, с применением наглядного материала. Наглядный материал, мультимедийное оборудование. 2 Закрепление вокальных навыков. Планомерная работа по формированию цепного дыхания, сглаживанию регистровых переходов, привитие первоначальных навыков многоголосного пения. Фортепиано, мультимедийное оборудование   Список литературы 1. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс: Книга вторая / Б.В. Асафьев. – М.: Интонация. - 1971.- 270с. 2. Веретенников И.И. «Белгородские карагоды» - Белгород, 1993- стр. 85. 3. Веретенников И.И. «Русская народная песня в школе» - Белгород, 1994. 4. Гилярова Н.Н. «Хрестоматия по русскому народному творчеству» - М.: 1996, стр-285 5. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка,1977. Стр. 260 6. Мешко Н. «Вокальная работа с исполнителями русских народных песен». Клубные вечера –М. вып. 11. 1976г. 7. Христиансен Л. Процесс складывания напева и его многоголосного распева у народных певцов. – В сб.: Вопросы музыкознания. Вып.2. – М.: Музгиз,1955.   ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПУТЕШЕСТВИЕ В XIX ВЕК Игра-фантазия для детей младшего и среднего шкального возраста Оформление. В зале «машина времени» — парусник с розовыми пару¬сами, рисунки — виды старого Ставрополя, иллюминация. Оборудование. Затемнение, эпипроектор для демонстрации рисован¬ного фильма, магнитофон, кассеты с записями старинных русских пе¬сен, современной музыки, а также звуков, имитирующих запуск «машины времени», шум ветра и т. д. Ребята входят в зал. Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Кто скажет, в ка¬ком веке мы с вами живем? — В двадцать первом! — Вы все современно одеты, находитесь в прекрасном совре¬менном здании. А вам хотелось бы узнать, как жили люди хотя бы 150 лет назад, в девятнадцатом веке? Чем занимались? Какие пели песни, в какие игры играли? — Хотим! — Ну что ж, тогда мы на нашем паруснике мечты отправимся в девятнадцатый век. Нам нужно выбрать капитана, штурмана, осветителей-сигнальщиков. (Выбирают.) — Всем занять свои места! Ветер уже раздувает алые паруса мечты. Включить фантазию! Пристегнуть ремни безопасности! Пять... четыре... три... два... один... пуск! Звук запуска «машины времени». Гаснет свет, включается прожектор, иллюминация. Ведущий. Внимание! Наш парусник плывет по Волге, но мы уже в девятнадцатом веке. Посмотрите, что там видите по левому берегу? (Кадр.) Демонстрация рисованного фильма через эпипроектор. Ребята. Мы видим залитые водой берега, деревья, луга. А это Молодецкий курган. Ведущая. Кто знает, почему он так называется? Много ле¬генд и преданий существует о нем. Кто расскажет какую-нибудь легенду? Учащиеся рассказывают легенды о Молодецком кургане. Ведущая. Наш парусник плывет дальше. Что вы видите на правом берегу? (Кадр.) Ребята. Поля, созревает рожь, лен, в поле работают крес¬тьяне, убирают созревший лен. Ведущая. Давайте сделаем остановку и выйдем в поле. Смотрите, какое оно большое! Женщины теребят лен, связыва¬ют его в снопы и делают стожки. Кто скажет, для чего нужен лен? Р е б я т а. Из него делают ткань. Ведущая. Но прежде чем получится ткань, лен нужно по¬сеять, вырастить, убрать, высушить. Затем его замачивают, мнут, треплют, получают волокна. Из них делают нити, потом полот¬но, а его, в свою очередь, еще и отбеливают. А вот перед нами одно из орудий труда того времени — цеп, им молотили рожь, овес, пшеницу. А что еще использовали для изготовления ткани? Ребята. Шерсть, коноплю. Ведущая. Посмотрите на эти полотенца. Это льняное, а это — конопляное. Коноплю выращивали, вялили ее, расчесы¬вали, получали исходное сырье — волокна (показывает), а затем уже нити. Это нити из конопли. А какие орудия труда использо-вали, чтобы получить волокно? Полотно? В третьем кадре показаны гребень, чесалка, прялка, их разновиднос¬ти, веретено, устройство для перемотки ниток, челнок, другие детали ткацкого станка. Ведущая. Из полотна женщины-крестьянки шили одежду. Посмотрите, как одеты крестьяне: мужчины — в холщовых штанах, рубахи навыпуск, подпоясаны поясом. У женщин — рубаха, сара¬фан, платок, пояс, портни (обувь). А какие красивые пояса умели ткать мастерицы! Перед вами пояса для зимней и летней одежды. По берегам Волги живут самые разные народы — русские, чуваши, мордва, марийцы, татары. Сейчас мы узнаем, как одева¬лись представители разных народов. Демонстрация элементов татарского, чувашского, марийского, мордов¬ского национальных костюмов. (Кадр) Обувью чаще всего служили лапти. Давайте их рас¬смотрим. Вот лапти русские, чувашские, мордовские. Зимой ноги заматывали сначала в портянки (онучи). Кто из вас самый вни¬мательный? Скажите, чем лапти разных народов отличаются друг от друга? (Ребята отвечают.) (Кадр.) Крестьяне не только ткали, пряли, они делали посуду. Из глины при помощи гончарного крута изготавливали горшки, миски, которые обжигали потом в печи, разрисовывали. Посмот¬рите на эту посуду! (Комментирует.) (Кадр.) Из дерева тоже делали изделия. Мы уже их видели. А сейчас перед вами деревянная игрушка «Старик». (Рассказы¬вает о ней.) Мы задержались на берегу. Парусник нас заждался, поплы¬ли дальше. (Кадр.) Что вы теперь видите на том берегу? Ребята. Пасется стадо коров, пастушок играет в рожок. Ведущая. В крестьянских семьях обычно бывало много де¬тей, и старшим приходилось рано идти на заработки, чтобы по¬мочь прокормить семью. Этот мальчик — подпасок, помощник взрослого пастуха. А на этом берегу, посмотрите, на лужайке девушки водят хо¬ровод. Крестьяне умели хорошо трудиться, но умели и веселить¬ся, знали много хороших песен, танцев, игр. А какие вы знаете старинные игры? Ребята. Лапта, городки. Ведущая. Посмотрите, вон ребята играют в какую-то игру. (Кадр.) Давайте причалим к берегу и поиграем вместе с ними. Какие хороводные песни вы знаете? Становитесь в хо¬ровод! Какие еще песни вы знаете? Давайте послушаем, какие пес¬ни здесь поют. Слушают запись русской песни «Когда я в люлечке качалась». — А теперь давайте разучим русскую народную песню «Калинка». (Разучивают песню.) Ведущая. А хотите еще поиграть? - Да! — Какое на Руси самое распространенное женское имя? — Марья! - мужское? — Иван! — Вот мы с вами и поиграем в игру «Иван да Марья». Объясняет условия игры. Идет игра. Ведущая. Следующая игра — «Золотые ворота». Одна груп¬па детей образует круг, высоко подняв руки. Это ворота. Вторая группа образует «змейку», проходит через все ворота со словами: Золотые ворота Пропускают не всегда. В первый раз — прощается, Второй раз запрещается, Ну а в третий раз. Не пропустим вас! Ворота закрываются. Ребята, которые остались внутри круга, танцуют «Барыню». Ведущая. Ребята, нам пора возвращаться. Занимайте мес¬та на «машине времени». Включить фантазию! Пристегнуть рем¬ни безопасности! Пять... четыре... три... два... один... пуск! Гаснет свет, слышен звук «перемещающейся» в пространстве «машины времени». Вот мы и дома, в XXI веке. Понравилось ли вам путешествие? А теперь давайте попрощаемся. До свидания. До новых встреч!
Категория: Мои статьи | Добавил: demetriya_13 (27.12.2014)
Просмотров: 236 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz